levi.air.ru

Ситуации непонимания: «закрытые» уши и «закрытые» глаза

Разместил: psy Размещено: 28 апреля 2010 12:01 Категория: Психология женщины Просмотров: 1035
Размышления поэтов и философов, писателей и этнографов, профессионалов и любителей упоминаемой выше мужской традиции в оценке женских качеств, а также людей, просто сведущих в практической психологии, убеждают нас в том, что «женская загадка» — не просто литературный способ выражения, а нечто большее.

Причем о загадке женщины говорят преимущественно мужчины. Сами женщины предпочитают о ней помалкивать, то ли скрывая что-то, то ли, наоборот, относясь к ней как к чему-то само собой разумеющемуся. И примечательно то, что ни одна женщина ни разу не брала на себя труд подтвердить или опровергнуть что-либо, касающееся ее загадочности. Порою приходит в голову, что, быть может, именно это и составляет женскую загадочность. А может быть, и нет.
Если права поговорка, что человеку свойственно ошибаться, то нетрудно предположить, что мужчинам свойственно ошибаться... в женщинах. Это относится и ко всем мужчинам вообще, и к суждениям автора в частности. Но поскольку ошибаться свойственно всем, то, не боясь порицаний за возможные издержки суждений, предположим, что неправильные отгадки феномена «женской загадки» связаны прежде всего с непониманием. Процесс взаимопонимания (а равно взаимонепонимания) достаточно сложен. Ситуаций и контекстов непонимания существует много. Попробуем представить некоторые из них.
Первая ситуация непонимания — «закрытые уши». Два человека говорят на одном и том же языке, но не понимают друг друга. Как это может быть? Казалось бы, чего проще? Ведь сказано в Евангелии от Матфея: «Имеющий уши слышать, да слышит...» Не секрет, что есть различие между словами «слушать» и «слышать». Ситуация непонимания «закрытые уши» касается такого общения, когда собеседники слушают друг друга, но не слышат. Как это происходит?
Как правило, это случается тогда, когда в произносимые слова вкладывается разный, зачастую прямо противоположный смысл. Либо смысл, противоречащий конкретной ситуации или прямому предназначению используемых слов. Когда, скажем, муж возвращается достаточно поздно домой в состоянии замороченного градусами сознания, а жена, встречая его словами: «Ну хорош же ты...», отнюдь не стремится его похвалить... И если тем не менее в контексте диалога это воспринимается совершенно серьезно как восхваление, то можно ожидать, что подобный поворот вряд ли будет способствовать настоящему прояснению отношений. Восклицание же: «Ну, дорогой, заходи, заходи!» может быть преамбулой искреннего приглашения или же так называемого «разбора полетов». Фраза типа «Ну не ожидала от тебя!» выражает и искреннее удивление с ноткой восхищения и такое же по степени эмоциональности разочарование с явно слышимой угрозой. Таким образом, контекст общения всегда достаточно сложен. И даже если «уши открыты», проникнуть в сокровенный смысл тех или иных высказываний бывает весьма затруднительно. «Закрытые» же «уши» символизируют неспособность понимания. А это связано с незнанием речевого обихода женщины, особенностей используемых ею различных фразеологизмов. У собеседника «уши закрыты» и тогда, когда вообще не делается попытки проникновения за фасад слов к обиталищу смыслов, а за ними — к постоянному месту жительства намерений и целей. Но и этого будет недостаточно, чтобы слышать. Нужно еще представить себе, какими приоритетами и ценностями это оправдывается.
На пути взаимопонимания нет прямой дороги. Здесь не все говорится открытым текстом. Напротив, дорога эта изобилует тупиками, петлями, ложными путями различных бессмыслиц, западнями и ловушками приемов и уловок, пугалами угроз. Мелодия понимания не имеет общепринятой партитуры. В нее часто вмешивается эхо насмешки и иронии, гроза ссор, натянутая тишина и безмолвие обид. И значит, понимание — это дело человеческое, а не механическое.
Вторая ситуация непонимания — «закрытые глаза». Может быть, чтобы понять женщину, нужно прислушаться к совету Оскара Уайльда. Он писал, что иногда и не надо стремиться понять женщину. А если уж вы хотите ее понять, что, между прочим, всегда бывает опасно, то лучше смотреть на нее, но не слушать... Но что может добавить к пониманию увиденное по сравнению с услышанным? Или, вернее, неувиденное по сравнению с неуслышанным... Не выроем ли мы сами себе дополнительную яму-ловушку на этом и так не простом пути? Можем и вырыть... Поэтому не будем самообольщаться собственной способностью делать правильные выводы из увиденного. По крайней мере Шерлок Холмс, выведенный пером Артура Конан Дойля как самый великий сыщик всех времен и народов, и тот порою сомневался в достоверности своих наблюдений женщин. А ведь помимо того, что он был несравненным криминалистом, он к тому же обладал недюжинными психологическими задатками. Вспомним, как он сетовал своему другу доктору Ватсону в рассказе «Второе пятно»: «Женщин вообще трудно понять. Вы помните одну, в Маргейте, которую я заподозрил на том же основании. А потом оказалось, что причиной ее волнения было лишь отсутствие пудры на носу. Как можно строить предположения на таком неверном материале? За самым обычным поведением женщины может скрываться очень многое, а ее замешательство иногда зависит от шпильки или щипцов для завивки волос».
Действительно, «материал», который Шерлок Холмс назвал «неверным», может ввести в заблуждение. И это, видимо, не случайно. Великий сыщик не продолжил своих заключений о женском поведении, и мы позволим себе сделать это за него.
В действиях любой женщины всегда есть то, что нам хотят показать, и то, что от нас скрывают за тем, что нам показывают... Философы назвали бы это явлением и сущностью, кажимостью, и настоящей природой. Чаще всего мы обречены делать свои заключения о мотивах женского поведения, основываясь на том, что, как нам кажется, мы видим. А судить мы хотим о том, что, как нам опять-таки кажется, есть на самом деле... Не знаю и никогда не узнаю — так сказали бы философы-агностики о женщине, подчеркивая принципиальную невозможность ее познания и понимания. Криминалист же заметил бы, что если нечто скрывается, то в основе этого порок, злой умысел или проступок... Но все-таки, думается, не правы ни те, ни другие. Нет в женщине явления, видимого и зримого всеми, как и нет в ней такой сущности, которая скрывается от всех как порок... Все в женщине и есть ее сущность! И ошибается тот, кто говорит, что познал ее, и достоин сожаления тот, кто не делает попыток ее познания в страхе перед непознаваемым... Есть только один способ познать женщину— любить ее, но одновременно это и способ ошибаться в ней (ибо нет любви без самообольщения и самообмана...).
Возможно, эти сентенции покажутся читателю несколько патетическими и наигранными. Пусть так, но ведь в сущности любые взаимоотношения — всегда немножко игра. Не переиграть в ней также важно, как и не проиграть... А чтобы не проиграть, нужно внимательно наблюдать за партнером. Известно, что более девяноста процентов информации человек получает с помощью зрения. А остальные проценты падают на слух, осязание, обоняние... Но смеем заметить — это тогда, когда имеешь дело с чем угодно, кроме женщины. Имея дело с женщиной, будешь получать столько процентов достоверной информации, сколько положено или отведено ею в данном случае. И все-таки, что же дает зрительная информация в диалоге с женщиной? Очевидно то, что мы лицезреем ее облик, любуемся ее глазами, прочерчиваем контуром взгляда фигуру, задерживаем свой взгляд на чем-то, уводим его в сторону. А он цепляется постоянно за разные детали, черточки, особенности... И все это в контексте продолжающегося разговора. Порою мы начинаем замечать, что каким-то словам или тональностям соответствуют определенные телодвижения, мимика, жесты, дыхание... Кое-кто даже начинает строить систему корреляции слов и действий. Но все это совершенно напрасно. Если слова вводят нас в многомерную систему, в многомерное пространство женской лексики, то зрительные образы дополняют эту многомерность многоцветностью картины, полифонией движений, глубиною экспозиций...
Вникнуть в смысл слов отдельно от смысла видений так же бесперспективно, как и пытаться составить себе верное представление о блюде, состоящем из множества компонентов, всегда съедаемых по отдельности. А соединить воедино все это вместе взятое — весьма проблематично. Тем более, что каждый раз это подается в разных пропорциях и под разным соусом.
Используя этот гастрономический прием, лучше сидеть повязанным салфеткой и благосклонно принимать предлагаемые порции с соответствующими комментариями: «А теперь вот это, милый... А сейчас, будь добр, это...» Самое лучшее, на что в таком случае можно решиться, —это пиетет похвалы: «Ах, как славно, ах, как вкусно...» А чтобы не заподозрили в полнейшей всеядности и комфортности, изредка следует спросить, усомнившись: «А это съедобно?» И получив утвердительный ответ, понимающе кивнув, продолжить...
Как видим, не все просто и с открытыми глазами, а уж с закрытыми — тем паче. Комплекс «закрытые глаза» в ситуации общения означает выражение неадекватной реакции на видимые изменения ситуации. Подобный сбой всегда воспринимается как оплошность. Неоднократное повторение вызывает досаду. Хотя, строго говоря, среднее количество оплошностей от условий видимости практически не зависит. Самым важным и существенным здесь является следующее. Диалог с женщиной имеет много разных измерений. Однако ею во главу угла всегда неизменно ставится одно. Ее собственный успех (по ее же собственному мнению) зависит не от эффективности доказательства ею мужчине какого-либо тезиса. Ее успех определяется тем, какое впечатление она произвела на собеседника. Зримых черт впечатления значительно больше, чем воспринимаемых на слух, с помощью ощущения и т. п. Хотя женщина понимает, что некоторые слуховые или тактильные сигнализаторы могут быть значительно более красноречивыми. Зрительные сигналы более доступны, и, может быть, поэтому именно они доминируют в первой фазе знакомства, в начале диалога. И значит, было бы совершенно нелепо закрывать на это глаза. В конце концов, если вам хотят что-то показать, почему бы не посмотреть. Во всяком случае немотивированно отказаться было бы невежливо...
Хочется быть правильно понятым. Мы не призываем слепо следовать любому призыву. Отнюдь. Если вас очаровывают, то не обязательно очаровываться, но зачем же пресекать все попытки произвести впечатление? Это будет напоминать ситуацию, когда человек пришел на выставку и из принципа ходил по ней с закрытыми глазами... А любое общение с женщиной — это всегда посещение выставки, это экспозиция ее лучших качеств. И тот, кто не замечает их, лишен вкуса, а кто не хочет замечать — просто плохо воспитан. К тому же нужно помнить, что эта экспозиция лучших женских качеств вовсе не бывает навязчивой. Их еще нужно уметь обнаружить, увидеть, а увидев — понять и оценить...
Итак, ситуация «закрытые глаза» означает прежде всего неумение видеть лучшие женские качества, неумение понимать и оценивать увиденное. А стоит раз-другой в разговоре показаться таким неумехой и непонимахой, как доверительный контекст сразу обрывается и начинаются вышучивание и неприкрытая ирония. После этих замечаний требуется еще одна ремарка. Нормальный по всем параметрам диалог с женщиной возможен лишь при «открытых ушах» и «открытых глазах». Если что-то закрыто — это уже аномалия. Непонимание, возникающее в таком контексте, и вырабатывает у мужчин комплекс растерянности, а компенсацией за него выступает поза повелителя. Отсюда недалеко до общего вывода об особенностях мужской логики: если кто-то из мужчин усиленно акцентирует внимание на своей принадлежности к так называемому сильному полу (а это просто цивилизованная форма представления образа повелителя), то, присмотревшись к нему, мы обязательно обнаружим какую-то форму зажатости.


Теги: отсутствуют
Комментариев нет... Вы можете сделать это первым!
Добавление комментария
Ваше имя:
E-mail:
Комментарий:
Предпросмотр Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный (Ctrl+B) Курсив (Ctrl+I) Подчеркнутый (Ctrl+U) Зачеркнутый (Ctrl+Shift+S) Слева (Ctrl+Shift+L) По центру (Ctrl+Shift+M) Справа (Ctrl+Shift+R) По обоим краям (Ctrl+Shift+J) Горизонтальная линия (Ctrl+H) Вставка ссылки (Ctrl+L) Вставка E-mail (Ctrl+E) Вставка картинки (Ctrl+Shift+I) Маркированный список Нумерованный список Строка списка Торговая марка Копирайт Зарегистрированный Шрифт Tab Без BB кодов
Защита от ботов:
Код с картинки:

Опрос

Вы интернет зависимы?
Опрошено: 229
  • Да
  • Нет
  • Есть симптомы
Возможен только один ответ

Календарь

Март 2017

Год назадГод вперед
ПнВтСрЧтПтСбВс
  0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Статей за этот период нет

Интересная психология

Категории


Рекомендуем

Powered by CMS Eleanor © 2017
Страница сгенерирована за 0.091 секунд(ы). Использовано запросов: 17. GZIP включен.