levi.air.ru

Нравственно-психологические качества руководителя

Разместил: psy Размещено: 23 апреля 2010 20:50 Категория: Психология управления Просмотров: 32086
Нравственно-психологические качества являются необходимыми любому руководителю как нравственные ориентиры его деятельности. Без них он просто неспособен руководить коллективом.

К сожалению, к такому пониманию мы приходим с немалым запозданием. Нравственная нетребовательность дает дорогу к руководящим должностям людям аморальным, что приводит к печальным последствиям.

В трудовом коллективе все, что связано с нравственными качествами руководителя, воспринимается особенно остро. Качества эти необходимы для создания в коллективе морального климата, благоприятствующего развитию здоровых межличностных отношений, сознательной трудовой дисциплины, закрепления у людей чувства удовлетворенности работой.

Нравственные качества отличаются большим разнообразием, поскольку сложна психологическая структура самой личности.

Рассмотрим некоторые из этих качеств.

Три вида нравственных качеств представляются наиболее характерными с точки зрения рассматриваемого вопроса – это порядочность, способность привлекать к себе людей, умение воздействовать на подчиненных. Эти качества характеризуют особенность личности руководителя, как она воспринимается коллективом и как она пособна воздействовать на членов коллектива.

Порядочность. Наверное, каждый мог бы предложить свое толкование, что такое порядочность. Мнения были бы в чем-то совпадающие, а в чем-то различающиеся. В общем перечне признаков порядочности выделим три, которые наиболее важны для руководителя: правдивость, уважительное и справедливое отношение к подчиненным, здоровое восприятие критики.

Правдивость является основой нравственности. Доброкачественная информация препятствует очковтирательству, демагогии, самовосхвалению, бюрократизму. Без правды невозможна нормальная совместная работа, осуществление всесторонне взвешенной деятельности.

От частого обмана человек становится равнодушным.

Ничто не деморализует людей столь сильно, как ложь и демагогия, разрыв между словом и делом. Если человек слышит одно о благополучии дел, успехах во всем и вся, а видит воочию нечто другое – халатность и равнодушие, злоупотребление служебным положением и искажение показателей, то он, естественно, постепенно теряет веру в слова.

Уважение личности подчиненного и справедливое к нему отношение – это также безусловный признак порядочности руководителя. Достоинство подчиненного не должно быть унижено ни при каких обстоятельствах.

Состояние взаимоотношений руководителя с подчиненными служит своеобразной и убедительной характеристикой уровня его профессионализма.

Уважительное отношение к подчиненным порождает в коллективе хороший моральный климат. Это главное условие налаживания сознательной дисциплины и нормальной организации работы, развития инициативы работников. Справедливое отношение к подчиненному означает объективную оценку его деятельности, его взглядов,

его поступков. Если добросовестный человек убежден в том, что при всех обстоятельствах его действия будут оценены по достоинству, то это вызывает у него состояние приподнятости и стимулирует к еще более производительной деятельности. И наоборот, отсутствие такой убежденности порождает состояние неудовлетворенности, обиды, а то и пессимизма.

Характер реакции руководителя на критику определяет меру его порядочности. Руководитель, болеющий за дело, не может не быть заинтересован в развитии критики.

Ведь трезвая оценка положения вещей поможет ему:
предупредить возникновение нежелательных ситуаций;
сохранить в коллективе хороший моральный климат;
принимать решения на основе полной и достоверной информации.

Конечно, критика критике рознь. Критика только тогда оправдывает себя, когда она конструктивна, целенаправленна и подсказана желанием улучшить положение дел.

Способность привлекать к себе людей. Людям импонирует руководитель, склонный к коллективному принятию решений, доверяющий сотрудникам, справедливо оценивающий результаты их труда, способный наладить с подчиненными нормальные, деловые отношения, желающий улавливать их настроения и откликаться на них. Это порождает в коллективе благоприятный моральный климат.

К сожалению, случается, что чем деловитее человек, тем он жестче в обращении с людьми, держится почему-то отчужденно, информацию воспринимает только служебную, а все, касающееся жизни человека, его интересов и душевного настроя, игнорирует. Притом делается это нередко демонстративно: дескать, план надо делать, а не миндальничать. Руководитель должен ценить каждую секунду своего времени – и никаких эмоций.

Это руководители, если так можно выразиться, с суженным сознанием, с низким уровнем культуры деловых отношений. Они полагают, что «деловой мире» есть нечто отчужденное от обыденной жизни. Коллектив воспринимается ими, по сути, в качестве своеобразного механизма, где все детали настолько подогнаны, что там не остается места для эмоций.

Возросший уровень обобществления труда все теснее увязывает эффективность управления с социальным развитием коллектива, с возвышенными мотивами деятельности.

Поэтому и ставится задача привести в действие все социальные резервы и в первую очередь активизировать человеческий фактор, добиться того, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей.

Умение влиять на поведение подчиненных. Руководитель должен обладать способностями согласовывать и активизировать деятельность людей, направленную на решение задач, поставленных перед коллективом.

Методы воздействия на подчиненных зафиксированы в правовых документах. С помощью их руководитель добивается согласия подчиненных со своими решениями и обеспечивает их выполнение. Само по себе стремление к обеспечению согласия понятно. Но как это сделать?

Существуют два основных метода воздействия на подчиненных: использование власти и сотрудничество.

Власть представляет собой форму административного влияния на подчиненного независимо от его желания и мнения. Она обусловлена системой требований, предъявляемых к работнику как члену трудового коллектива, выполняющему определенные служебные обязанности в рамках его компетенции. Сотрудничество способствует закреплению у подчиненных желаемых норм поведения. Оно побуждает их соотносить свои действия с интересами коллектива.

Всякий руководитель должен умело сочетать эти методы воздействия в зависимости от конкретных обстоятельств и личности подчиненного.

Теги: личность руководителя
Комментарии посетителей:

  • Гость
    #1

    Гость пишет:

    2017-09-04 11:15 | Карма 0
    Mulberry isn’t the only chanel replica handbags fashion house dealing with aging artisans and the replica miu miu handbags potential demise of traditional craftsmanship. With interest in trades and manual work waning, many brands have started taking steps to cheap oakley sunglasses save the industry from collapse. Chanel has slowly been acquiring struggling savoir-faire maisons, including replica handbags embroiderer Lesage, plumassier Lemari? and milliner Michel.

    -----

    Ответить
Добавление комментария
Ваше имя:
E-mail:
Комментарий:
Предпросмотр Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный (Ctrl+B) Курсив (Ctrl+I) Подчеркнутый (Ctrl+U) Зачеркнутый (Ctrl+Shift+S) Слева (Ctrl+Shift+L) По центру (Ctrl+Shift+M) Справа (Ctrl+Shift+R) По обоим краям (Ctrl+Shift+J) Горизонтальная линия (Ctrl+H) Вставка ссылки (Ctrl+L) Вставка E-mail (Ctrl+E) Вставка картинки (Ctrl+Shift+I) Маркированный список Нумерованный список Строка списка Торговая марка Копирайт Зарегистрированный Шрифт Tab Без BB кодов
Защита от ботов:
Код с картинки:

Опрос

Вы любите себя?
Опрошено: 252
  • Обожаю себя
  • Да, но часто ругаю
  • Люблю себя лишь в минуты достижений
Возможен только один ответ

Календарь

Сентябрь 2017

Год назадГод вперед
ПнВтСрЧтПтСбВс
    010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Статей за этот период нет

Интересная психология

Категории

Консультации

Рекомендуем

Powered by CMS Eleanor © 2017
Страница сгенерирована за 0.081 секунд(ы). Использовано запросов: 19. GZIP включен.